Образовательные цели:
- формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь).
- совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Развивающие цели:
- развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.
Воспитательные цели.
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картина В. М. Каратая «Золотая рожь», маленький сноп ржаных колосьев, поднос с хлебобулочными изделиями, мяч.
Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный магазин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассматривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», загадок по теме и стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...».
Ход занятия.
1.Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.]
Воспитатель организует приветствие и приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот эти замечательные изделия. Что вы видите на столе? Назовите хлебобулочные изделия.
Ответы детей. (Хлеб. Пряники. Бублик. Сушки.).
Воспитатель: Очень хорошо
2. Загадывание загадок, но теме. [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.]
Воспитатель накрывает поднос полотенцем и убирает его.
Воспитатель: Дома вы выучили загадки. Сядет тот, кто вспомнит и загадает загадку.
1 - й ребенок.
Стоит стеной,
Шумит волной,
Волна золотая,
Не видно края.
Дети: Это поле ржи.
2-й ребенок.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
Дети: Это колос.
3-й ребенок.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Дети: Эта загадка тоже про колос.
4-й ребенок.
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
Дети. И эта загадка тоже про колосок.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. И не случайно они были про поле ржи и про колоски. Сегодня мы с вами будем рассматривать картину «Золотая рожь» и составим рассказ по этой картине.
3. Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...» [Создание эмоционального фона восприятия картины.]
Педагог напоминает детям, чтобы они сели правильно.
Воспитатель: А кто из вас хочет рассказать стихотворение, которое мы выучили накануне?
Ребенок.
Слышен летом до заката гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор урожай грузовики.
По дорогам пыль клубится. Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь... Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало, мелют мельницы зерно.
Поле-полюшко устало, и под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут — Пироги в домах пекут.
Воспитатель: Молодец! Отлично прочитал стихотворение. О чем в нем рассказывается?
Дети. В нем рассказывается об уборке урожая пшеницы, ржи, кукурузы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь.
4. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]
Воспитатель помещает на мольберт картину и организует беседу.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему художник назвал ее «Золотая рожь»?
Дети: На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.
Воспитатель: Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?
Дети: Большое, широкое, привольное, раздольное.
Воспитатель: Верно. Художник изобразил раздольное поле золотой ржи. А теперь обратите внимание на небо над полем. Что вы можете о нем сказать?
Дети: Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками.
Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане картины?
Дети: На краю поля мы видим зеленый лес.
Воспитатель: Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?
Дети: Мы видим большой красный комбайн и голубой самосвал.
Воспитатель: Расскажите, что делает комбайн.
Дети: Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала.
Воспитатель: Кого мы видим за штурвалом комбайна?
Дети: В кабине мы видим комбайнера.
Воспитатель: Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
Дети: Мы видим еще один комбайн.
Воспитатель: Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
Дети: Нам понравилась картина. На ней изображена красивая природа. Приятно смотреть на людей, которые хорошо работают.
Воспитатель: Вы тоже хорошо работаете на занятии, но сейчас пришло время отдохнуть.
5. Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря.]
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.
Ветерок спросил, пролетая:
( Бегут по кругу на носочках, руки на поясе)
- Отчего ты, рожь, золотая?
(Меняют направление бега)
А в ответ колоски шелестят:
(Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.)
- Золотые руки растят!
(Два наклона к носочкам.)
Е. Серова
Воспитатель: Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?
Дети: Они умелые, ловкие.
Воспитатель: Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».
6. Сообщение педагогом плана рассказа по картине. [Развитие речевого слуха.]
Воспитатель приглашает детей на стульчики.
Воспитатель: А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец, вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.
7. Физминутка «Молотьба».
8. Рассказ по картине «Золотая рожь». [Создание целостного
впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи,
мышления.]
Воспитатель вызывает троих детей для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.
1-й ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке еще зеленый лес.
2-й ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.
3-й ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.
Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.
9. Игра «Кого, чем угостим?» [Совершенствование грамматического строя речи.]
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мячом. Она называется «Кого, чем угостим?» Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Мы угостим Красную Шапочку... Мы угостим Чебурашку...Мы угостим Буратино... Мы угостим Крокодила... и т.д.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Воспитатель убирает мяч.
Воспитатель: Чем мы занимались сегодня?
Дети: Мы рассматривали картину «Золотая рожь» и составляли рассказ по ней.
Воспитатель: Как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: Это хлеборобы.
Воспитатель: Что вы можете сказать о работе хлеборобов?
Дети: Она очень трудная, но нужная.
Воспитатель: Вы очень хорошо работали сегодня, составили интересный рассказ. Молодцы! |