Лобанова Ольга Васильевна. воспитатель высшей категории

Конспект интегрированного занятия «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ МОЕЙ СТАНИЦЫ»

Программное содержание

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения — рисование пластилином.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

Материал для занятия:

· плотный картон голубого цвета (размер А 4),

· набор пластилина,

· стека,

· салфетка для рук,

· стержень от шариковой ручки,

· фото или иллюстрации с изображением полевых цветов.

Ход занятия

1.Введение в образовательную ситуацию (сопровождается слайд-презентацией)

 

ВЕЛИКА И НЕОБЪЯТНА НАША РОССИЯ

Есть на свете зелёном разные края.

Только там, где отчий дом, Родина твоя.

Веселись, расти и пой.

Знай, что Родина с тобой,

Помни главные слова:

МАМА, РОДИНА, СЕМЬЯ.

Как хорошо на весенней  полянке! Закройте глаза и представьте, что мы с вами на лугу за околицей нашей станицы Воронежской. Что вы видите?

(Среди зеленой травы пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные бабочки, стрекозы, мохнатые пчелки. Насекомых привлекательная окраска лепестков и исходящий от цветов аромат.) Цветы, растущие на лугах, полях, как называют? (Луговые, полевые). А как вы думаете: надо ли эти цветы сажать, ухаживать за ними?

Верно, природа наделила их не только красотой, но и выносливостью: они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках, животные на своей шерсти, ветер. Полевые цветы кормят своим нектаром насекомых.

ЦВЕТЫ ЛУГОВЫЕ ПРОСТЫ,

НО МЁД В НИХ ЗАПРЯТАН ДУШИСТЫЙ.

МЫ ЛЮБИМ ЦВЕТЫ,

ЧТО ВЫРОСЛИ В ЗЕЛЕНИ ЧИСТОЙ.

МЫ ЛЮТИК НАЙДЁМ ЗОЛОТОЙ

И РОЗОВЫЙ КЛЕВЕР МЕДОВЫЙ,

МЫ В ЗЕЛЕНИ ЛУГА ГУСТОЙ

НАЙДЁМ КОЛОКОЛЬЧИК ЛИЛОВЫЙ.

 

А теперь попробуйте угадать, какой полевой цветок прячется в загадке:

НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬИЦА,

ЖЁЛТЫЕ БРЮШКИ.

НИ ПЯТНЫШКА НЕТ

НА КРАСИВОЙ ОДЁЖКЕ.

ТАКИЕ ВЕСЁЛЫЕ

ЭТИ ПОДРУЖКИ –

ВОТ-ВОТ ЗАИГРАЮТ,

КАК ДЕТИ В ПЯТНАШКИ

– Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть желтая серединка, только она не гладкая, как может показаться вначале, а будто в мелкую точечку. А вокруг желтой серединки расположены белые лепестки. Какой формы?

А теперь послушайте следующую загадку:

УРОНИЛО СОЛНЦЕ ЛУЧИК ЗОЛОТОЙ.

ВЫРОС ЦВЕТОЧЕК – ПЕРВЫЙ,

МОЛОДОЙ.

У НЕГО ЧУДЕСНЫЙ ЗОЛОТИСИЫЙ ЦВЕТ,

ОН БОЛЬШОГО СОЛНЫШКА МАЛЕНЬКИЙ ПОРТРЕТ

- Действительно, одуванчик, словно, «маленькое солнышко»:  форма его шаровидная, в которой множество лепестков – «лучиков». А эти лучики какой формы? Верно, и они как бы накладываются друг на друга, и расходятся лучики в разные стороны.

Следующая загадка:

НА ЛУГУ ЦВЕТОЧКИ,

ВЫРЕЗНЫЕ КОНЧИКИ.

Я СТОЯЛА ОКОЛО,

АХАЛА, ДА ОХАЛА:

Я ЦВЕТОЧЕК РАЗГЛЯДЕЛА,

В ЧЁМ ТУТ ДЕЛО?

ПОЧЕМУ ОН НЕ ЗВЕНИТ,

ОН ЖЕ ЭТИМ ЗНАМЕНИТ?

Дети. Это колокольчик.

– А вы знаете, почему колокольчик так называется? Ответы детей.

Воспитатель (уточняет).

Форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов.

Рядом с колокольчиками можно увидеть и другой полевой цветок. Попробуйте угадать и его название:

ВДОЛЬ ДОРОГИ У МЕЖИ…

В ЗОЛОТИСТОЙ И СПЕЛОЙ РЖИ,

СЛОВНО СИНИЙ ГЛАЗОК,

СМОТРИТ В НЕБО …

Дети. Василек.

– Молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он выглядит: у него прямой стебель, темно-зеленые листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают целебными, Их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых болезней.

А теперь послушайте следующую загадку:

Мы с вами вспомнили, как выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь давайте прогуляемся по лугу, где они растут.

Физкультурная пауза

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприседе, руки на пояс.

Идем по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Мы весеннею  порой.

Щебечут птички звонкие, Ходьба, руки вверх
Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и
стряхивающими движениями кистей рук.

Желтеют одуванчики, Ходьба с поворотом туловища направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Ходьба с поворотом туловища налево,

левая рука в сторону.

2. Практическая часть

Педагог предлагает детям нарисовать картинку с полевыми цветами разноцветным пластилином.

Этапы выполнения работы

Дети самостоятельно продумывают композицию будущего рисунка. Педагог объясняет и может показать приемы оформления цветов, а стебельки, листья растений дети выполняют без помощи взрослого в самом начале работы.

1. Ромашка. Серединку ромашки делаем как у василька, но желтого цвета. Раскатать несколько тонких колбасок из белого пластилина. Стекой нарезать на равные части. Расположить лепестки вокруг серединки, слегка надавливая на них для закрепления. На серединку цветка нанести точечки при помощи стержня от шариковой ручки.

2. Одуванчик. Раскатать несколько тонких колбасок из жёлтого пластилина. Стекой нарезать на равные части. Располагать лепестки. Как бы накладывая друг на друга, и разводя «лучики» в разные стороны.

3. Колокольчик. Раскатать шарик фиолетового (голубого, лилового, синего) цвета, сделать из него лепешечку. Стекой на ней сделать рядышком два надреза, слегка раздвинуть их, получившуюся в середине дорожку сплющить пальчиками, заострить. Колокольчик расположить наверху стебелька, слегка прижав цветок к картону.

4. Василек. Скатать синий шарик, положить его наверх стебелька, нажать, сделав из него лепешечку-серединку будущего цветка. Раскатать колбаску синего цвета, стекой разделить ее на несколько частей. Далее разложить колбаски-лепестки вокруг синей серединки, расплющивая их пальчиком, чтобы они стали более плоскими и широкими. При помощи стеки сделать неглубокие надрезы-зубчики по внешнему краю каждого лепестка, слегка их раздвигая.

Разминка для пальчиков «Колокольчики»

В прятки пальчики играют Сжимать, разжимать пальцы рук

И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки. Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются, Наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой Круговые движения кистями.

Поклонился нам с тобой. Наклоны кистей вниз – вверх

Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо – влево,

Очень вежливы, а ты? ладони кверху.

 

3. Рефлексия

Педагог вместе с детьми любуется получившимися работами, говорит о том, что эти цветы никогда не завянут, и холодной снежной зимой будут напоминать весну. Призывает детей к тому, чтобы они напрасно не рвали, не губили цветы, и дает объяснение этой просьбе чтением стихотворения Т. Собакиной:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.

4 июня 2019 в 20:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.